Актуальность исследования. Проблема формирования коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи является актуальной поскольку в настоящее время наблюдается активный рост числа обучающихся с нарушениями речи.
Тяжёлые нарушения речи – расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); детская афазия; расстройства развития речи и языка неуточненные (вариант общего недоразвития речи – невыясненного патогенеза).
Нарушения речи влияют на формирование многих сфер развития ребенка. Возникает много отрицательных изменений в эмоционально-волевой, интеллектуальной и сенсорной сферах. Существует большая вероятность возникновения вторичных дефектов из-за связи речевых нарушений с другими сферами психического развития ребенка.
Проблеме формирования коммуникативных умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы А. Г. Антоновой, Г. М. Андреевой, Е. А. Архиповой, О. А. Веселковой, Ю. В Касаткиной, Р. В Овчаровой. С точки зрения Г. М. Андреевой коммуникативные умения рассматриваются как комплекс осознанных коммуникативных действий, позволяющий использовать знания для отражения и преобразования действительности рассматривают. При отсутствии сформированности простых коммуникативных умений, усложняется взаимодействие школьников со сверстниками и взрослыми это может приводить к возрастанию тревожности, возникновению трудностей в школе.
Объект исследования – коммуникативные умения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи …………………………
1.1 Понятие и характеристика коммуникативных умений………………..
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи ………………………………………………..
1.3 Методические подходы к формированию коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи…………
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи средствами пальчикового театра..
2.1 Исследование уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи………..
2.2 Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи средствами пальчикового театра……
2.3 Динамика формирования коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи ……………………………..
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………
Приложение А «Материалы констатирующего эксперимента» ……………
Приложение Б «Материалы формирующего эксперимента» ………………..