А.А. Леонтьев рассматривал коммуникативные навыки как процесс установления и поддержания целенаправленного или опосредованного контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, М.Р. Львова сформулировал понятие общение как контакт между людьми, обмен информацией, чувствами.
Анализ процесса овладения ребёнком синтаксическим строем речи показывает, что формирование внутренне-речевой схемы высказывания отражает протекающие в сознании ребёнка когнитивные процессы, соответствующие уровню овладения предметно практическим и коммуникативным поведением (П.М. Гринфилд, Д.Б. Эльконин). Жинкин Н.И. разделяет коммуникативную функцию на функции сообщения и побуждения, представляет коммуникацию как единую саморегулирующую систему: язык, речь, интеллект.
Довольно часто современные исследования коммуникативных навыков основываются на классических исследованиях, которые опираются на систему представлений о развитии речи и мышления в онтогенезе. Эта база была заложена в 30-е годы прошлого века трудами Л.С. Выготского, речь – высшая психическая функция, и задержка в ее развитии, по мнению Выготского Л.С., задерживает не только биологическое, но и культурное развитие человека. Сложно организованная высшая нервная деятельность играет большую роль в интеллектуальном развитии индивида, процесс коммуникации и общения обусловлен наличием сформированных компонентов и средств речевой системы: лексики, грамматики, просодики, фонетических и фонематических процессов, речевого дыхания, неречевых средств общения, а структура коммуникации и общения в разных условиях неодинакова.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 8
1.1. Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности коммуникативных навыков у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Содержание логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Изучение состояния коммуникативных навыков у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70