Учитывая перспективность поисково-исследовательской деятельности, цель которой – усвоение учениками опыта участия в познавательном процессе, комплексное развитие их интеллектуальных способностей, исследовательских навыков, творческого потенциала, использование ее является чрезвычайно актуальным для практики психолого-педагогической науки и образования.
Она считает, что, несмотря на разработку конкретных методических аспектов ее использования в отдельных научных теориях, диссертационных исследованиях, монографиях и статьях, целостной дидактической системы применения поисково-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе детских учебных заведений не создано, тем более целенаправленного внедрения в их практику поисково-исследовательская деятельность не получила. В то же время необходимость ее применения имеет важное значение не только для средней, но и для начальной школы, дошкольного образования, поскольку именно в детском возрасте приобретение человеком знаний и когнитивных навыков, включая и исследовательские, осуществляется комплексно, в условиях естественного взаимостимулирования, в гармонии с развитием творческих способностей, на основе интенсивного формирования психофизических функций личности.
Содержание
Введение 5
1 Теоретические основы формирования исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка 9
1.1 К вопросу сущности понятий «исследовательская деятельность», «исследовательские умения и навыки» 9
1.2 Специфика изучения частей речи в начальной школе 17
1.3 Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования 19
2 Методические основы формирования исследовательских умений и навыков младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения частей речи 26
2.1 Анализ программы и учебников русского языка УМК «Школа России» с точки зрения возможностей работы над формированием исследовательских умений и навыков младших школьников 26
2.2 Выявление уровня развития исследовательских умений и навыков у младших школьников на уроках русского языка 33
2.3 Методические рекомендации для развития исследовательских умений и навыков младших школьников на уроках русского языка 41
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Технологическая карта урока по русскому языку на тему «глагол как часть речи» 54