Эвристический способ обучения – прямая противоположность изучению «готового знания», так как он ставит ученика перед лицом личного неведения: данный объект неосведомленности фиксируется и подобно исследуется. Суть эвристической технологии заключается в создании индивидуального опыта ученика. Он поставлен в позицию «добытчика знаний». Знание появляется у него как следствие преодоления сложностей и решения жизненных проблем.
Эвристическое обучение (от греч. «эврика» – нахожу, открываю) – это обучение, при котором учитель не заявляет готовых знаний, а, опираясь на существующие у учащихся знания, практический эксперимент и созерцания подводит их к пониманию и более самостоятельному усвоению новых познаний, формулированию норм и выводов. Эвристическое обучение для ученика – постоянное открытие нового.
Главной характеристикой эвристического обучения является формирование школьниками учебных продуктов в изучаемых предметах и построение индивидуальных учебных траекторий в любой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь подразумевается, в первую очередь, материализованные продукты работы ученика в виде соображений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во вторую очередь, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Сущность эвристической деятельности и ее место в обучении 6
1.2 Формы и методы эвристического обучения 10
1.3 Построение эвристической деятельности в процессе обучения учащихся изучению информатики 18
2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1 Эвристическая деятельность как средство развития мотивации у школьников во внеурочной деятельности 24
2.2 Разработка комплекса задач, обеспечивающий формирование эвристической деятельности учащихся во внеурочной деятельности 28
2.3 Опытно-экспериментальная апробация 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47