Актуальность исследования. Актуальность настоящей работы проявляется в нескольких аспектах.
Социально-экономический аспект: в связи с увеличением оборотов электронной коммерции , в том числе в условиях распространения COVID-19, как в сегменте B2C («business-to-consumers», потребительский рынок), так и в сегменте B2B («business-to-business», корпоративный рынок) доменное имя становится все более экономически ценным активом, выступая в качестве средства индивидуализации как субъекта предпринимательских отношений, так и предприятия, товаров, работ (услуг), создавая тем самым узнаваемый среди потребителей бренд. По данным Координационного центра доменов .RU/.РФ в 2020 г. 89.6% представителей бизнеса используют сайт с собственным доменным именем в рамках своей деятельности . Использование доменных имен приводит к большому количеству споров. Так, Центр Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) по арбитражу и посредничеству в 2021 году рассмотрел рекордное количество дел о неправомерном использовании и захвате доменного имени (5 128), что на 8% больше, чем в 2020 году и на 28% больше, чем в 2019 году . Отсутствие эффективного регулирования доменных процессов приводит к тому, что правообладатели доменов находятся в заранее невыгодном положении, ограничены в возможности коммерциализировать принадлежащий им цифровой актив.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОМЕННОГО ИМЕНИ 13
1.1. Понятие, функции и классификация доменных имен 13
1.2. Место доменного имени в системе объектов гражданских прав 28
ГЛАВА 2. ПРАВО НА ДОМЕННОЕ ИМЯ: СУБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ГРАНИЦЫ И ЗАЩИТА 53
2.1. Субъекты права на доменное имя и способы использования доменного имени 53
2.2. Границы действия и пределы осуществления права на доменное имя 67
2.3. Защита права на доменное имя 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 125