В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Темперамент выступает как внешнее проявление типа высшей нервной деятельности, поэтому в процессе воспитания и самовоспитания может видоизменяться в результате чего происходит сокрытие истинного темперамента. Также, следует отметить, что редко встречаются чистые типы темперамента, чаще всего наблюдается преобладание той или иной тенденции, которая всегда проявляется в поведении человека [4].
Таким образом, темперамент представляет собой динамическую характеристику особенностей психической деятельности, т.е. темпа, ритма, быстроты и интенсивности деятельности психических процессов и степени эмоциональности, состояний. Темперамент имеет свои характерные признаки: устойчивость или изменчивость, плавность/резкость эмоциональных изменений; обусловленность свойствами нервной системы и регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования )
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Темперамент и его виды 5
1.2 Возрастные особенности развертывания темперамента в дошкольном детстве 12
1.3 Характеристика детей разных типов темперамента и особенности подхода к ним 18
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Характеристика базы исследования 26
2.2 Методы диагностики дошкольников 27
2.3 Результаты диагностики детей дошкольного возраста 28
ВЫВОДЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33