Важнейшей характеристикой современного общества является признание ценности человека, ответственного за построение своего жизненного пути и роль в развитии общества. В связи с этим подлинная цель образования заключается в формировании личности, способной занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям, а важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека выступает его самоопределение в современном изменяющемся мире. Содержание современного образования в первую очередь должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В то же время самоопределение является необходимым условием существования личности в современном социуме. В таком случае речь идет не только о приспособлении к существующему социальному опыту, о воспроизводстве знаний, но и о выработке в процессе образования личной позиции на основе присвоенных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения ценностно-смысловых детерминантов жизненного самоопределения старшеклассников 6
1.1 Особенности жизненного самоопределения старшеклассников 6
1.2 Ценностно смысловые детерминанты жизненного самоопределения 10
Выводы 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненного самоопределения старшеклассников 17
2.1 Методы и процедура исследования 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов 19
2.3 Разработка развивающей программы 38
Выводы 31
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Приложение 37