ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. Евхаристическая экклесиология протопресвитера Николая Афанасьева 17
I.1 Сущность и эмпирические формы Церкви 23
I.2 Церковное единство и многообразие экклесиологических концепций: типологизация и соотносительность 26
I.3 Типы экклесиологии 28
Глава II. Служение мирян в Церкви 31
II.1 Учение о всеобщем священстве христиан: от апостолов к святым отцам 31
II.2 От епископов-пресвитеров к епископам и пресвитерам 43
II.2.2 Появление и дальнейшее развитие богословия «сугубого священства» в связи с учением о «первосвященстве епископа» 44
II.3 Поставление в лаиков 46
II.3.1. Возложение рук 49
II.3.2. Миропомазание 50
II.3.3. Облачение 51
II.3.4. Пострижение 55
II.4 Отличие общего священства от иерархического 57
II.5 Возникновение трёхступенчатой иерархии 59
II.6 Служение народа Божьего в Евхаристии и других таинствах 60
II.7 Участие мирян в церковном управлении 63
II.8 Развитие «сугубого священства» в церковном литургическом предании и их взаимное влияние 64
II.9 История происхождения христианского храма; проблема «изобразительного символизма» в контексте «идеи посвящения» 66
II.9.1 Предхрам 68
II.9.2 Cимвол и «изобразительный символизм» в богословии протопресвитера Александра Шмемана: к вопросу т. н. «литургического благочестия» 71
II.10 Чтение тайносовершительных молитв: вслух или про себя? 76
II.11 Disciplina arcani 77
II.12 Практика причащения верных в эпоху ранней Церкви 80
II.13 Царственное священство мирян: протестантское учение или Предание Церкви? 82
Глава III. «Служение мирян» в современном христианском богословии и церковных документах 83
III.1 Католическая Церковь и Второй Ватиканский Собор: Apostolatus laicorum 83
III.2 Богословы Второго Ватиканского Собора 84
III.2.1 Анри Де Любак 85
III.2.2 Ив Конгар 85
III.2.3 Ганс Кюнг 87
III.3 Православная Церковь 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98