На более высоком обобщающем уровне под основой Бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию (от лат substatia – сущность, то, что лежит в основе), что означает не просто первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений. Так, например, Гераклит, рассматривающий Вселенную как состоящую из огня в его превращениях, в то же время говорил, что все эти превращения подчиняются судьбе, то есть необходимости, всеобщему закону – Логосу. По Гераклиту Логос и является сущностью Бытия, то есть его субстанцией. Это логическая структура Космоса, Мира, данная живому созерцанию. Вопрос о субстанции наиболее важен для монистических учений, среди которых в истории философии особенно выделяются два: идеалистический монизм и материалистический монизм. Субстанция – материя в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного. В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму души и тела.
Содержание
Введение 2
1. Категории бытия, ее смысл и специфика 3
2. Категория «субстанция» и её интерпретация в разных философских направлениях 7
3. Основные формы и диалектика бытия 9
Заключение 14
Список используемой литературы: 16