В условиях динамических преобразований во всех областях человеческой деятельности и общественных отношений объективно возрастает роль школьного образования, направленного на формирование активного субъекта жизнедеятельности, способного эффективно действовать в меняющемся мире. В этой связи значимой для теории и практики образования становится проблема научного осмысления психического развития и личностного становления учащихся на разных ступенях школьного обучения и воспитания, а также углубленного изучения переходов от одной ступени образования к другой, содержания, условий, механизмов и факторов этих переходных периодов [15].
Актуальность исследовательской работы определяется, прежде всего, тем, что именно в это время происходят существенные изменения социальной ситуации развития школьников: появляются новые учителя, с разнообразием их требований, занятия в разных кабинетах, большая самостоятельность при обучении, чем в начальной школе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы изучения школьной адаптации пятиклассников 6
1.1. Понятие адаптации в психологии. Факторы, влияющие на адаптацию 6
1.2. Психологические особенности пятиклассников 14
1.3. Особенности адаптации пятиклассников 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования особенностей адаптации учащихся при переходе в среднее звено 35
2.3. Разработка рекомендаций по предупреждению трудностей в адаптации пятиклассников 41
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение