После Московского восстания в 1547 году в России начался период перемен. В церкви также были необходимы перемены. Необходимость унификации культовых норм стала очевидной. Кроме того, многие церковные нарушения вызывали недовольство прихожан, например, необразованность и пьянство священников. Церковные писатели резко критиковали эти явления, и борьба с ними стала одной из основных задач Русской церкви.
Первоначальные изменения, которые произошли в церкви, были направлены на формирование пантеона святых. На Соборах, которые состоялись в 1547 и 1549 годах, была объявлена святой большая группа людей. Среди них было 16 игуменов, которые основали и возглавляли монастыри. А.С. Хорошев отметил следующее: «Вероятно, такое большое количество игуменов было выбрано митрополитом Макарием и участниками собора, чтобы укрепить свои позиции в предполагаемой борьбе за пересмотр церковного землевладения. Можно вспомнить, что в начале XVI в. одним из убеждений «иосифлян» было то, что святые являлись владельцами населенных земель.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XV-XVI ВВ. 15
1.1 Теория «Москва — третий Рим» как основа для формирования взаимоотношений власти и церкви 15
1.2 Религиозные взгляды Ивана IV 20
1.3 Митрополит Макарий и протопоп Сильвестр 26
1.4 «Избранная рада» и Земский собор 1549 г. 32
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА ИВАНА IV: СТОГЛАВЫЙ СОБОР 39
2.1 Подготовка к Собору 1551 г. 39
2.2 Ход Стоглавого собора и его решения 45
2.3 Церковные соборы 1553 и 1554 г. г. 54
ГЛАВА 3. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД ОПРИЧНИНЫ 61
3.1 Митрополит Афанасий и начало опричнины 63
3.2 Иван IV и митополит Филипп 70
3.3 Соборный приговор 1572 г. 75
3.4 Собор 1580 г. и его решения. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82