Работа над обогащением словаря с детьми среднего дошкольного возраста связана, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этом возрасте большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность. Они помогают малышу выражать впечатления и переживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, березовая роща, еловая чаща, узкая тропинка, зеленый луг.
Увеличиваются возможности для работы над смысловой стороной слова. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, игрушек, картин обращается внимание на само слово. Постоянно поощряется интерес детей к названиям предметов, их признаков, действий с ними. Перед детьми ставится задача выбора наиболее точного слова. Его решение сопровождается пояснениями педагога, как, лучше сказать. Обсуждается происхождение слова мотивированных названий (подоконник – доска, встроенная под окном; какой инструмент называют садовый, а какой домашний? Почему?). Опираясь на наглядность, дети подбирают определения (автобус большой, светлый, желтый… дом высокий, многоэтажный, кирпичный …), глаголы (дети прыгают, играют, рисуют ..., петух кукарекает, поет ..., котенок умывается, мяукает, спит ...), антонимы (холодный – горячий, чистый – грязный, веселый – грустный ...), синонимы (водитель, шофер; веселый, радостный; смелый, бойкий …).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Проблема развития словаря детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………………………………
6
2. Содержание работы ДОО по обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста…………………….……………………………………
12
3.Роль дидактической игры в процессе обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………
22
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы…….…………………………………………………………….. 31
Приложение А. ………………………………………………………………… 35