Русский дворянин ХVIII-начала XIX жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общества. С одной стороны, верный «царю-батюшке», он подчинялся его приказу. В качестве подчинения здесь выступает страх, как ослушника. Другой, дворянин, человек высшего сословия, не мог оставить оскорбление без внимания, хотя за это следовало суровое наказание. Психологическим стимулом подчинения здесь выступает стыд. Идеал, которого создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. Петр I оценивал поведение дворянина на войне как служение государственной пользе, а храбрость его – лишь как средство для достижения этой цели.
Дворянская культура, хотя и была вполне самостоятельным, замкнутым историческим феноменом, считала себя наследницей аристократической и воинской традиции Европы в целом. Она искала и (находила) предшественников и предков и в тех или иных современных реалиях, усматривала черты сходства с историческим прошлым. В дуэли дворяне видели продолжение старинных традиций единоборств.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДУЭЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В РОССИИ
ГЛАВА 2.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА В СЕРЕДИНЕ ХVIII ДО СЕРЕДИНЫ ХIХ ВЕКА
2.1. Понятие дворянской чести
2.2. Способы разрешения конфликтов русского дворянства: дуэльный кодекс в Российской империи
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ОБЩЕСТВА К ДУЭЛИ (ЖЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ЦЕРКОВЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ