Обращение к теме детективного жанра в первой половине двадцатого столетия было редким исключением. К таким работам относится статья известного литературоведа Н.Я. Берковского «О советском детективе», опубликованная в 1927 году. Поводом для ее появления стал роман А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Берковский дал отрицательную оценку произведению, охарактеризовав его как «неудачный»: «Мало логики, много мелодрамы». Однако роман стал для автора статьи неким толчком к рассуждениям о детективном жанре, о его логической динамике, о сходстве с научным исследованием и др. Также исследователь встает на сторону детектива и выступает в качестве его защитника [7].
Еще одним из первых ученых, заинтересовавшихся жанром детектива и его особенностями, стал русский режиссер, сценарист и педагог С.М. Эйзенштейн. Его интересовали вопросы своеобразия жанра и структуры детектива. Студентам режиссерского факультета Института кинематографии в 30-е годы. Эйзенштейн читал лекции, в которых большое внимание уделял истории зарождения русского детектива, особенностям его строения, а также достоинствам с точки зрения жанрового своеобразия и кинематографичности материала. С точки зрения режиссера, детектив представляется «наиболее действенным жанром литературы» [48, с. 102]. Также он размышляет о возможной причине популярности жанра: «от него (детектива) нельзя оторваться. Он построен такими средствами и приемами, которые максимально приковывают человека к чтению. Детектив – самое сильнодействующее средство, самое очищенное, отточенное построение в ряде прочих литератур. Это тот жанр, где средства воздействия обнажены до предела» [48, с. 102].
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие детектива в работах отечественных исследователей
Глава 2. История исследования детективного жанра в отечественной науке
Глава 3. Подходы к изучению жанра детектива в исследованиях отечественных ученых
Глава 4. Перспективы существующих подходов для будущих исследований детективного жанра в отечественной науке
Выводы
Заключение
Список литературы