Руководитель - это лицо, осуществляющее установление, регулирование выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе [2, c. 516]. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную активность.
Подходы к изучению личности руководителя:
Коллекционный подход. Руководитель должен обладать особыми качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. А.И. Китов выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества. Имеются ограничения данного подхода:
- представления о личности руководителя как о наборе качеств, связанных с успешностью деятельности через весовые коэффициенты, не способствовало анализу ее динамических характеристик;
- абстрактности понимания качеств руководителя, их неувязка с управленческими ситуациями;
- субъективизме понимания профессионально важных качеств;
- отсутствии разграничения общих качеств от специфических, присущих руководителю как личности [15, с. 56].
Конкурентный подход. Означает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. Это происходит путём сравнения группы руководителей и людей, не относящихся к этой категории, успешных и неуспешных руководителей различных должностей. Э.С. Чугунова использовала этот метод в своих исследованиях. Она выделяет организаторские умения, морально-этические характеристики, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию [18, с. 22].
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА……………………………5
1.1. Теоретические подходы к изучению личности руководителя………5
1.2. Основные стили руководителя…………………………………………..9
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЁННЫМИ…………….19
2.1 Личность руководителя…………………………………………………19
2.2. Личностные особенности и стиль руководства как фактор восприятия его подчинёнными……………………………………………..24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………………………………………………………..32
ГЛАВА 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ…………………………………35
4.1 Организация и методы исследования……………………………………35
4.2 Анализ результатов………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………..49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………….56