Согласно этимологическому разбору термина «агрессия» возможно определить его латинское происхождение, восходящее своими корнями к глаголу «aggredi», что с латинского означает «нападать». Данное слово вошло из латинского языка во множество современных европейских языков, однако на всем протяжении исторического развития общества оно имело различные дефиниции. К примеру, вплоть до XIX века агрессивным в Европе называли любое поведение, вне зависимости от того, какими эмоциями оно характеризовалось: враждебными или положительными. На рубеже XIX-XX веков термин «агрессия» стали уделять в более специфическом контексте, которое вскоре превратилось в то отражение деструктивного поведения личности, к определению которого мы привыкли [41, с. 77].
Согласно исследователям агрессии и форм ее проявления, А. Бандура и Р. Уолтрес, агрессия, вне зависимости от формы своего проявления, подразумевает нанесение материального или морального ущерба, вреда окружающим людям и животным, где разнообразные тактики избегания вторичного случая агрессии в свою сторону будут считаться нормой [11, с. 66].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ 8
1.1. Психологические подходы к понятию агрессии и агрессивности личности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 19
1.3. Образ родителя и его влияние на личность ребенка 29
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ОБРАЗА ИХ РОДИТЕЛЕЙ 39
2.1. Организация и методики исследования 39
2.2. Анализ полученных результатов 45
2.3. Рекомендации по коррекции агрессивности подростов 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69