Сравнение принадлежит к числу важнейших приемов познания мира. Сравнения позволяют читателю выявить сходства и различия реалий мира, с целью получения новой информации о процессах и явлениях жизни.
«Сравнение – одно из самых распространенных средств изобразительности в металогической речи. Сравнения широко используют ученые, чтобы популярно объяснить какое-либо явление; их используют публицисты как средство яркой речевой экспрессии» [5]. Использование сравнения в литературе также имеет эффект связи, помогает изобразить объект с помощью многочисленных ассоциаций с целью наиболее полного восприятия
В словарях лингвистических терминов понятие сравнения определяется следующим образом:
«Сравнение – фигура речи, состоящая в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым» [1].
«Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой» [11].
На современном этапе развития лингвистики существует множество подходов к сущности сравнения. Особенно отличаются подходы отечественных (И.В. Арнольд, А.И. Ефимов, Н.П. Потоцкая) и зарубежных (М. Блэк, С. Глюкберг, Д. Миллер) авторов.
В работах зарубежных исследователей сравнение является эквивалентом метафоры, в то время как отечественные ученые придерживаются противоположной точки зрения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕМЕЦКИХ СРАВНЕНИЙ 6
1.1 Понятие сравнения в современной науке 6
1.2 Типология сравнений 9
1.3 Лексический навык как основа формирования лексической компетенции 13
1.5 Психолого-педагогические особенности учащихся среднего этапа обучения 25
Выводы по первой главе 30
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕМЕЦКИХ СРАВНЕНИЙ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Лингвострановедческий анализ УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» (серия «Горизонты») для 7-го и 9-го классов 32
2.2 Упражнения, направленные на формирование лексической компетенции посредством немецких сравнений 36
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44