В современном обществе, особенно в последние десятилетия, периоду старости человека стало уделяться много внимания среди ученых, хотя вопрос развития взрослого человека, в том числе и во время позднего периода жизни, еще не решен. В современной научной литературе существует немало трудов, посвященных психологической характеристике индивидуального мира «Я» человека преклонного возраста (Е.С. Авербух, А. Бандура, Д.В. Бромлей, М.В. Ермолаева, И.С. Кон, Т.Д. Марцинковская, Э. Эриксон и многие другие). Во многих из них анализируются процессы старения и связанные с ними вопросы, касающиеся механизмов функционирования психики в старости, возрастных задач старости как особого периода жизни, нормативных и индивидуальных особенностей самосознания пожилых людей, личностных и интеллектуальных изменений, их представлений о себе и взаимоотношений с окружающей средой и окружающими и тому подобное [1, 9, 21,51,25,32,49].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ 7
1.1. Старость как социально-психологическая проблема 7
1.2. Социально-психологические особенности пожилых людей 13
1.3. Успешность как качество личности 21
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ 29
2.1. Организация и методика исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3. Методические рекомендации по проведению психологических занятий для пожилых людей 53
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71