У многих детей дошкольного возраста формируется негативное отношение к своим сверстникам, что может иметь очень негативные отдаленные последствия для последующего развития личности и социализации. Важнейшая задача педагогов, психологов и родителей – вовремя определить и выявить проблемы в общении, помочь детям их преодолеть на раннем этапе [21; 29].
Развитие совместной деятельности со сверстниками и формирование детского сообщества приводит не только к одному из важнейших мотивов поведения – завоевания симпатий сверстников, но и к появлению соревновательных мотивов. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с соревновательными мотивами и с деятельностью, которая сама по себе не предполагает соперничества. Дети всегда сравнивают и хвастаются своими успехами и остро реагируют на неудачи [30].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
1 Теоретические основы проблемы исследования 11
1.1 Понятие «общение» в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Особенности развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 20
1.3 Коммуникативные игры как средство развития общения у дошкольников 30
2 Экспериментальное исследование проблемы 40
2.1 Изучение развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3 Методические рекомендации педагогам по развитию навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 52
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложение А 68