В 1975 году появляется книга доктора философии из Швеции А. Пикаса «Как остановить моббинг?» [55]. Здесь он, как и П.-П. Хайнеманн, рассматривает данное явление с точки зрения общегрупповых процессов, не выделяя отдельные роли индивидов.
Интересно изучение буллинга в Финляндии. Здесь к данному феномену обратились с 1980 года. Так профессор психологии университета в Турку Кристина Салмивалли специально исследовала отношение других учеников к преследователям и жертвам в ситуации буллинга. Под ее руководством в 2006 году была разработана государственная программа KiVa (сокращение от «kiusaamista vastan» – финское «против издевательств»), в которой описаны конкретные шаги школьной администрации по преодолению школьного буллинга [53].
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. КИБЕРБУЛИНГ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Психология эмоциональной сферы личности 6
1.2 Эмоциональная направленнось личности 15
1.3. Современные взгляды на эмоциональную сферу личности, склонной к кибербуллингу 24
Выводы к Главе 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И СКЛОННОСТИ К КИБЕРБУЛЛИНГУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 38
Выводы к Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложения 63