Воспитание в свою очередь включено в образовательный процесс. Однако образовательный процесс стоит рассматривать не как основной инструмент для социализации личности, а как влияющий фактор. Среди иных факторов следует отметить семью, круг общения (друзей и товарищей по интересам), общественные организации (секции и кружки), книги, телевидение и Интернет.
Если для поколения «нулевых» годов одним из влиятельных факторов являлось телевидение, то для нынешних школьников аналогичным фактором является Интернет. Современные школьники в силу компьютеризации общества большую часть времени суток проводят в виртуальном мире, где получают основной социальный опыт [3, с. 109]. Но социальные сети, игры, общедоступность контента влияют на формирование норм и ценностей школьников чаще всего негативным образом. Это проявляется в агрессии к окружающему миру, недостаточно развитому уровню эмпатии в реальной жизни, о чём свидетельствуют новостные сводки. А это не что иное, как результат социализации в виртуальном мире.
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса социализации личности в образовательном процессе с учётом особенностей обучающихся поколений школьников в настоящее время. Так как около четверти времени суток дети школьного возраста проводят в школе, то большая ответственность ложится на плечи современного педагога за результат социализации обучающихся. Каким образом можно организовать образовательный процесс, чтобы представители поколений «Z» и «Альфа» стали социально зрелыми выпускниками по окончании школы? Что нужно учитывать педагогу при подготовке воспитательного материала? Ответ на данные вопросы можно найти в данной статье.