Актуальность исследования. В подростковом возрасте важно уделять немало времени для воспитания ответственности и самостоятельности у подростков. Такие качества личности нужны для становления личности, дальнейшей жизнедеятельности.
На сегодняшний день, от человека требуют обладание высокой ответственностью и самостоятельностью. Они помогают развиваться всесторонне. В подростковом возрасте происходит трансформация детской спонтанности в автономию, интеграция механизма самостоятельности: подросток рассматривает себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
Самостоятельность заключается в независимости своих действий, разрешения ситуаций, размышлять, не теряться в новой обстановке.
Ответственность – выполнение обязанностей, контроль своих действий.
Самостоятельность и ответственность в педагогической науке изучается функционально, во взаимосвязи с другими предметами. В рассмотрении вопроса о становлении самостоятельности и ответственности в подростковом возрасте занимались следующие учёные – педагоги: У. А. Бутаева[4], К. Г. Деменин[5], И. В. Иванова [8], С. С. Игнатович [9], А. В. Литвинова [12] и др.
Изучив психолого – педагогическую литературу, выявили, что тема курсовой работы стала: «Становление ответственности и самостоятельности в подростковом возрасте» и она считается изученной не достаточно.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.. 6
1.1 Особенность понятия «ответственность»………………………………. 6
1.2 Сущность феномена «самостоятельность»…………………………….. 10
1.3 Психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста……………………………………………………………………….. 12
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ СТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ… 15
2.1 Организация эмпирического исследования у подросткового возраста становления ответственности и самостоятельности………………………. 15
2.2 Проведение и результаты эмпирического исследования у подросткового возраста становления ответственности и самостоятельности……………………………………………………………. 16
2.3 Комплекс упражнений по развитию и формирования ответственности и самостоятельности………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Ответственность раньше, сейчас» (ОРС)………. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Определение понятия самостоятельности подростками», автор — М.Н. Иванова………………………………………. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В Многомерно-функциональная диагностика «ответственности–110» (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной)…… 34