При попытках их решения выявляется отсутствие связи между словом и образом. Прослеживается закономерность, которая выражается в слабой взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности детей – действием, словом и образом [53].
Трудности, возникающие при решении заданий, требующих наглядно-образного мышления возникают из-за того, что дети с легкой умственной отсталостью не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Слабая ориентировка в пространстве, которая прослеживается у детей с легкой умственной отсталостью, также влияет на формирование наглядно-образного мышления. Из-за отсутствия полноценного зрительного образа наблюдаются ошибки в изображении и восприятии объекта. Это все свидетельствует о том, что у детей с интеллектуальной недостаточностью не развит процесс пространственного анализа и синтеза [31].
Неточность, бедность и инертность представлений о предметах и явлениях окружающей среды, ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, трудности в развитии речи являются одной из причин низкой эффективности наглядно-образного мышления детей с интеллектуальным нарушением. Ребенок данной категории не может в мысленном плане качественно оперировать образами – выделять отдельные части и существенные свойства, абстрагироваться от несущественных, переворачивать, объединять, изменять их [2].
Продуктивная деятельность у детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного обучения практически не возникает; не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. Обычно дети рисуют фрагментарные, примитивные рисунки, не отражающие реального предмета.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ………………………………………………7
1.1. Понятие мышления в зарубежной и отечественной литературе. Понятие наглядно-образного мышления ………………………………………………… 7
1.2. Характеристика процесса развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста ………………………………………………… 12
1.3. Своеобразие развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью ………………..………. 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ……………………………………………………………… 26
2.1. Организация, методы, методики и результаты первичного исследования ………………………………………………………………………………. 26
2.2. Обоснование коррекционно-развивающей программы по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью ………….………………………………… 36
2.3. Результаты сравнительного анализа показателей диагностики до и после проведения коррекционно-развивающей программы …………………….. 47
2.4. Рекомендации для родителей по развитию наглядно-образного мышления у детей с легкой умственной отсталостью ………….………… 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….……….……. 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….……. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….……. 68