Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением, которое подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и поэтому называется логическим мышлением.
Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить (превращение снега в лед). Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представит, но можно обозначит словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена при помощи логического мышления. [10, с. 161-165]
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ И СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ 6
1.1. Развитие мышления 6
1.2. Речь как инструмент мышления 10
1.3. Развития мышления и речи у старших дошкольников 12
Выводы по главе 1 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ 20
2.1. Описание методик исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития мышления и речи у старших дошкольников 23
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35