Болонский процесс (получил своё название от декларации, подписанной в Болонье 19 июня 1999 г.) начался не в одночасье. Он зарождался в недрах европейской системы высшего образования в течение десятилетий: те или иные его параметры стихийно появлялись в национальных системах высшего образования и взаимопроникали к соседям. Автономные уровни высшего образования под названиями «бакалавриат» и «магистратура» были достаточно узнаваемы по всей Европе; академические кредиты разных типов применялись десятилетиями; мобильность студентов и преподавателей сама собой приобретала все большую популярность.
Болонский процесс – один из наиболее обсуждаемых вопросов в области высшего образования в России. И это, наверное, не случайно: образование, особенно высшее – та сфера, которая традиционно очень высоко ценилась в российском обществе. И сегодня при всем разнообразии политических, экономических взглядов, оценки приоритетов развития страны, важность развития образовательной сферы не подвергается сомнению. Авторы, предприняли попытку определить периодизацию интеграции России в Болонский процесс, определив основные направления промежуточные результаты и проблемы.