По мнению М.Р. Гинзбурга, психотерапевтическая метафора должна обладать следующими особенностями: 1) в ней не должно быть безысходности, но обязательно должен быть выход; 2) метафора доносит до клиента некоторое определенное послание, и психотерапевт должен четко себе представлять, какое именно; 3) в метафоре должно содержаться некоторое предложение, которое можно принять, а можно от него отказаться; 4) метафору стоит создавать на материале клиента, связывать ее с опытом клиента с обязательным учетом его ресурсов, т.е. того, что ему удается, в чем он силен, что у него хорошо получается [9].
Как считает И.В. Вачков – терапевтическая метафора должна иметь определенные черты. Она призвана запускать процесс трансдеривационного поиска, т.е. процесс поиска способов выражения своего опыта через личные модели мира. Она не должна содержать слова, имеющие референтный индекс, т.е. такие существительные, которые специфически именуют что-либо в опыте клиента. Метафора должна использовать глаголы, которые позволяют клиенту трактовать действие по-своему, наполняя его собственными образами и смыслом. Метафора должна содержать номенализацию, т.е. фиксирование в существительных процессуальных слов (превращение процесса в явление) [8].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ………………………6
1.1 Понятие и функции метафоры в современной психологии………………………………………………………………….……..6
1.2 Психотерапевтические подходы использования метафоры……………….14
1.3 Особенности применения метафоры в работе с клиентами испытывающих эмоциональное напряжение …………..……………22
Выводы по теоретической главе…………………………………………………26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ……………27
2.1 Организация исследования, характеристика выборки и описание методик……………………………………………………………………………28
2.2. Проведение диагностики и анализ полученных данных…………………………………….………………………………………32
2.3 Апробация цикла занятий с применением метафоры ………………………………………………..………………………………….. 39
2.4 Проведение контрольного тестирования участников, обобщение результатов…………………………………………………………….41
Выводы по эмпирической главе………………………………………..………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……50
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….53