Главная особенность характера состоит в том, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Также, как и социальная эргичность, определяет потребность в социальном контакте, жажду освоения социальных форм деятельности.
Рассмотрим значимые положительные связи показателя Авторитет у сверстников (самооценка) с такими свойствами темперамента, как Эргичность (r = 0,37, p < 0,05); Социальная эргичность (r = 0,35, p < 0,05); Пластичность (r = 0,38, p < 0,05); Социальный темп (r = 0,26, p < 0,05).
Данные свойства определяют потребность в освоении предметного мира, стремление к умственному и физическому труду, потребность в социальных контактах, стремлении к лидерству, легкость или трудности переключения с одного предмета на другой, а также отвечают за скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения. Авторитет среди сверстников – это некий лидер, который должен иметь у себя вышеперечисленные потребности, тем самым, чем более выражены данные свойства, тем и самооценка у подростка будет выше.
Рассмотрим значимые положительные связи показателя Умелые руки (самооценка) с такими свойствами темперамента, как Пластичность (r = 0,48, p < 0,05). Умелые руки подразумевают под собой ловкость, умение что-либо делать, а пластичность как раз отвечает за легкость переключения с одного вида деятельности на другой. Чем более выражено данное свойство у подростка, тем выше он оценивает у себя данный компонент.
Рассмотрим значимые положительные связи показателя Внешность (самооценка) с такими свойствами темперамента, как Эргичность (r = 0,26, p < 0,05); Социальная эргичность (r = 0,39, p < 0,05); Пластичность (r = 0,32, p < 0,05); Темп (r = 0,28, p < 0,05); Социальный темп (r = 0,35, p < 0,05);
Под внешностью можно понимать не только лицо, но и совокупность характерных особенностей облика. Оценку внешности нам навязывает общество. Предполагаем, что данные свойства помогают быстро переключаться в мышлении, что позволяет не зацикливаться на оценке общества.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения особенностей самооценки у подростков с разным типом темперамента 7
1.1. Понятие самооценки в психологии 7
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 16
1.3. Различные подходы к определению темперамента 19
1.4. Психологическая характеристика типов и свойств темперамента 27
1.5. Постановка проблемы исследования 34
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 36
2.1. Описание выборки и организация исследования 36
2.2. Характеристика используемых в работе диагностических методик 36
2.3. Методы статистической обработки данных 42
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 43
3.1. Проверка допущения использования параметрических критериев 43
3.2. Выявление взаимосвязей свойств темперамента и самооценки подростков 43
3.3. Выявление типов темперамента 49
3.4. Сравнение самооценки у разных типов темперамента 52
Выводы 55
Заключение 57
Библиографический список 61
Приложения 67