Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. Уровень развития опосредованной памяти у четвероклассников выше, чем у первоклассников. Большинство четвероклассников в процессе проведения методики воспроизвели 9-10 слов. Среди первоклассников нами не было зарегистрировано такого уровня воспроизведения. В группе четвероклассников 40% показали средний уровень развития опосредованной памяти. Большинство детей данной группе без труда воспроизводили 6-7 понятий по нарисованным ими пиктограммам. Остальные понятия были, как правило, воспроизведены с ошибками.
В то же время среди четвероклассников нет таких, которые воспроизвели бы 0-1 слово, а среди первоклассников таких 20%. Еще 80% учащихся показали средний уровень. В воспроизведении понятий этих детей были допущены ошибки.
Итак, в процессе эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1. Результаты диагностики устойчивости, продуктивности и точности внимания показали, что продуктивность внимания и у первоклассников, и у учащихся четвертых классов находится на одном и том же уровне. То есть она практически не повысилась, несмотря на влияние возрастного развития. Что касается основного показателя методики – устойчивости внимания, то и здесь был диагностирован практически один и тот же уровень данного показателя.
2. Возраст детей не влияет на избирательность внимания. Кроме того, как обучающиеся первых классов, так обучающиеся четвертых классов были сосредоточены на задании и выполняли его с интересом, активностью и добросовестностью.
3. Исследование объема кратковременной памяти показало, что кратковременная память больше сформирована у обучающихся четвертых классов, чем у обучающихся первых классов, т.е. испытуемые плохо усваивают услышанную информацию, затрудняются воспроизвести что-либо спустя время после первичного восприятия. Возможно, это связано с тем, что у обучающихся младшего школьного возраста больше преобладает эмоциональная память, в то время как слуховая только развивается. И лишь к 4 классу эффективность запоминания словесной информации повышается.
4. Диагностика опосредованной памяти, среди младших школьников показала, что уровень развития опосредованной памяти у четвероклассников выше, чем у первоклассников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Теоретический анализ исследования понятий «память», «внимание» в трудах зарубежных и отечественных психологов 7
1.2. Анализ свойств и видов внимания 11
1.3. Анализ свойств и видов памяти 13
1.4. Сущностные характеристики памяти и внимания в младшем школьном возрасте 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 23
2.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и методов исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 26
2.3. Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания и памяти у младших школьников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
ПРИЛОЖЕНИЕ В 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 50