В современном обществе все больше людей испытывают дискомфорт от ускорения темпа жизни и увеличения информационной нагрузки. Особенно страдают специалисты, работающие в сфере человек-человек, которые находятся в постоянном эмоциональном напряжении, вызванном общением с большим количеством людей, что способствует возникновению эмоционального выгорания как особого состояния, своего рода ответной реакции организма на действие хронических стрессоров, связанных с профессиональной деятельностью.
В научный язык термин «эмоциональное выгорание» ввел, в 1974году, американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер для обозначения психического состояния здоровых людей, которые в условиях постоянной коммуникации с большим количеством различных людей испытывают эмоциональную перегрузку, кроме того, им не хватает времени и личного пространства, для восстановления эмоционального и физического состояния. [21].
В наше время синдром эмоционального выгорания достиг статуса «болезни цивилизации», так же как меланхолия в XIX веке, неврастения в конце IX - начале ХХ века, паранойя в 20-30е годы XX века. Сегодня «профессиональное выгорание» входит в перечень болезней согласно «Международной классификации болезней - 10»: «Z 73 - проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью» [16].
Теоретический анализ истории исследований эмоционального выгорания, описанных в трудах отечественных и зарубежных ученых [26; 34; 41], позволяет выделить, на основе анализа научной литературы, основные этапы изучения данного феномена:
- период донаучного сбора эмпирического материала, который продолжался до 1974 г. ХХ в. На данном этапе происходит первичный сбор информации об эмоциональном выгорании и её фиксация в различных письменных источниках, например, в Священном писании, в художественной литературе того времени, в трудах ученых, в биографических и автобиографических материалах, где описываются различные проявления выгорания;
- период научного осмысления, с 1974 до середины 1980-х гг. ХХ в. В данный период, в научном языке появляется термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ), который рассматривался с позиций теории стресса. Однако не было единого подхода к исследованию данного феномена. В научных статьях данного периода выделяются: клинический подход Дж. Фрейденбергера и социально-психологический подход К. Маслач.
- аналитико-экспериментальный период, с середины 1980-х гг. до 1992г. В данный период феномен эмоционального выгорания рассматривался как комплекс взаимосвязанных симптомов, разрабатывался психодиагностический инструментарий; сформировался новых подходов к феноменологии данного явления: результативный, процессуальный, синтетический;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 10
1.1 История изучения эмоционального выгорания 10
1.2 Общая характеристика явления «эмоциональное выгорание» 11
ГЛАВА II. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 21
2.1. Различные подходы к изучению перфекционизма 21
2.2. Психологические особенности перфекционизма как индивидуального стиля деятельности 28
2.3 Особенности проявления перфекционизма в студенческом возрасте 33
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ 39
3.1. Исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и перфекционизма у студентов вузов 39
3.2. Исследование влияния эмоционального выгорания и перфекционизма на успешность студентов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56