Зиядова Д.З., Иванова А.А. и др. различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная [8, с. 41].
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально– психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика – комплекс мер, направленных на работу с детьми, имеющими трудности социальной адаптации (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.).
Третичная профилактика включает в себя комплекс мер социально– психологического и юридического характера направленных собственно на учащихся с отклоняющимся поведением и риском повторного совершения проступков [25, с. 18].
В целом, психолого–педагогическая профилактика – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей и может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней.
Анализ самого феномена школьной тревожности, а также особенности развития детей младшего школьного возраста, позволяют говорить о том, что среди причин ее возникновения могут быть отношения самого учащегося к различным компонентам образовательной среды. Работа по профилактике школьной тревожности также должна носить комплексный характер, охватывая различные сферы школьной жизни ребенка. Кроме тoгo, поскольку на разных этапах обучения школьная тревожность обусловливается различными по своей сути причинами, подобная работа должна строиться с учетом возраста учащихся, которым она адресована.
На первом (психодиагностическом) этапе необходимо выявить детей, для которых характерна повышенная школьная тревожность. Для этого проводится фронтальная психодиагностика либо в тех параллелях, которые традиционно считаются «проблемными» в силу нестабильности социально– педагогической ситуации или возрастных особенностей развития (1–й, 5–й, 8– й, 9–11–й классы), либо, если позволяют ресурсы психологической службы школы, во всех параллелях.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы тревожности школьников на этапе перехода в среднее звено с помощью методов активного социально–психологического обучения 5
1.1. Понятие о школьной тревожности в психолого–педагогической литературе 5
1.2. Профилактика школьной тревожности как направление деятельности учителя начальной школы 13
2. Экспериментальное исследование тревожности школьников на этапе перехода в среднее звено с помощью методов активного социально–психологического обучения 19
2.1. Организация и проведение исследования 19
2.2. Рекомендации профилактики тревожности школьников на этапе перехода в среднее звено с помощью методов активного социально–психологического обучения 28
Заключение 33
Список использованных источников 36