Таким образом, наглядный метод включает в себя визуализацию. Но, прежде чем перейти к рассмотрению визуализации как приема обучения иностранному языку, следует разграничить понятия «наглядность» и «визуализация».
В словаре методических терминов под ред. А. Н. Щукина и Э. Г. Азимова говорится, что визуализация – это «представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия». А. А. Вербицкий дает следующее определение данному понятию: «Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [Цит. по: Басырова 2016: 417]. Определение наглядности в словаре методических терминов разбивается на две составляющие: наглядность понимается как опора на дидактический принцип наглядности, и как использование на занятиях специальных средств обучения – аудиовизуальных, технических, мультимедиа. Авторы словаря отмечают, что, «применительно к обучению языку наглядность определяется как специально организованный показ языкового материала, предметов и явлений окружающего мира с целью облегчения его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности» [Там же]. На наш взгляд, понятия «визуализация» и «наглядность» могут соотноситься, во-первых, как процесс и результат; во-вторых, второй термин в большей степени ассоциирован с образовательной деятельностью, а первый имеет широкую сферу употребления.
Результаты психологических и педагогических исследований показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, активизировать творческий потенциал [Макарова 2011: 262]. Косвенным доводом в пользу использования визуальных средств для активизации учебной деятельности является интенсификация обучения, как одна из результативных характеристик учебного процесса. Интенсификация достигается благодаря возможностям визуализации представлять большие объемы информации в лаконичной, свернутой, логически организованной, удобной форме, подходящей психофизиологии человека. Визуализация, как особая форма выражения идеи, структурирует информацию и делает ее наглядной. При этом задействуется эмоциональная сфера человека.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения лексическим навыкам в начальной школе
1.1. Определение, характеристика и этапы формирования лексического навыка
1.2. Психологический компонент содержания обучения лексике и каналы восприятия
1.3. Метод наглядности
1.4. Особенности наглядного метода обучения на разных этапах формирования лексических навыков
1.5. Дифференциация понятий «наглядность» и «визуализация»
1.6. Визуализация как прием и ее классификация
Глава 2. Практическое применение визуализации в обучении лексическим навыкам в начальной школе
2.1. Психологическая и психофизиологическая характеристика учащихся начальной школы
2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование лексических навыков с использованием приемов визуализации
2.2.1. Проведение констатирующего среза
2.2.2. Разработка комплекса упражнений
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е