Если говорить о профессиональной идентичности непосредственно специалиста-психолога, то надо отметить, что профессиональная идентичность психолога, с одной стороны, опирается на общие закономерности профессионализации, с другой – профессиональная идентичность должна отражать особенности деятельности специалиста. При этом критериями, которые определяют профессиональную идентичность, могут выступать профессиональные качества специалиста-психолога.
Осознание специалистом-психологом комплекса этих профессионально необходимых качеств, понимание специфики профессии и своего места в профессиональной среде – это и есть когнитивный компонент профессиональной идентичности. Эмоционально-оценочный компонент будет выражаться в отношении к самому себе как профессионалу, к профессиональным знаниям и профессиональным убеждениям. Наконец, поведенческий компонент – это поведение профессионала, соответствующее общим требованиям профессионального сообщества и направленное на решение профессиональных задач.
Таким образом, в процессе овладения какой-либо деятельностью и интегрирования человека в профессиональную группу происходит становление профессиональной идентичности.
Под профессиональной идентичностью нами будет пониматься процесс профессионального самоопределения и персонализации, который проявляется в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [45].
Ключевыми понятиями в профессиональной идентичности становятся «Я-профессионал», «профессия» и «профессиональная группа». У субъекта складывается представление о профессии и профессиональной группе. С другой же стороны, представление и отношение к субъекту формирует профессиональная группа. Связь этих трех понятий и определяет существование профессиональной идентичности.
Можно сделать вывод о том, что профессиональная идентичность является важным феноменом в развитии личности. Но при сравнении с другими видами социальной идентичности (половая, религиозная, этническая и т.д.) развитие профессиональной идентичности проходит сложнее и требует постоянного саморазвития.
Профессиональная идентичность не может развиваться вне профессиональной группы. Профессиональную группу, как разновидность социальной, можно рассматривать в качестве совокупности индивидов одной профессии или объединенных схожими профессионально-важными качествами и знаниями.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГЕ-ПРОФЕССИОНАЛЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 8
1.1. Содержание понятия «профессиональная идентичность» и особенности профессиональной идентичности психологов 8
1.2. Представление о психологе-профессионале как компонент профессиональной идентичности студентов-психологов 21
Вывод к первому разделу 34
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГЕ-ПРОФЕССИОНАЛЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 37
2.1 Обоснование диагностического инструментария изучения проблемы исследования 37
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов изучения представлений о психологе-профессионале у студентов с разным уровнем профессиональной идентичности 39
Вывод ко второму разделу 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73