В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, которыесмогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключениевнимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучитьтеоретические и практические источники по теме исследования.
2. На основе изученных материаловвывести определения понятий«внимание», «произвольное внимание».
3. Охарактеризовать основные подходы отечественных и зарубежных психологов к определению природы произвольного внимания.
4. Охарактеризовать основные характеристики произвольного внимания.
5. Рассмотреть динамику развития произвольного внимания дошкольника.
6. Выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника.
7. Внедрить в ДОУкоррекционно-развивающую программу, включающую в себя игры и игровые упражнения с правилами, направленные на формирование элементов произвольного внимания дошкольника.
8. Исследовать эффективность использования игры в процессе формирования произвольного внимания дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника
1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания
1.2 Характеристика произвольного внимания
1.3 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Игра как ведущая деятельность дошкольника
2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игрыв развитии произвольного внимания старшего дошкольника
2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ