Таким образом, в качестве существенного недостатка Закона 1998 г. можно отметить то, что он не гарантировал интересы должника от криминального банкротства. Сказанное позволяет полагать, что происходила деформация функций института несостоятельности, изменение его социального назначения. Этим была вызвана необходимость неотложного реформирования законодательства о банкротстве.
В последующем был принят действующий закон на сегодняшний день от 26 октября 2002г. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон 2002 г.). В законе 2002г. появились новые институты конкурсного права - процедура финансового оздоровления; основания возбуждения дел о банкротстве; обязательность судебной проверки обоснованности требований заявителя к должнику; переход от конкурсного производства во внешнее управление; саморегулируемые организации арбитражных управляющих; замещение активов должника; особенности несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий и некоторые другие.
Многие ученые единогласно считают, что данный закон приобрел характер более восстановительный, чем ликвидационный характер. Появились новые институты конкурсного права - процедура финансового оздоровления; основания возбуждения дел о банкротстве; обязательность судебной проверки обоснованности требований заявителя к должнику; переход от конкурсного производства во внешнее управление; саморегулируемые организации арбитражных управляющих; замещение активов должника; особенности несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий и некоторые другие.
В российский закон о несостоятельности (банкротства) ежегодно вносятся изменения и дополнения в среднем по 5-6 раз в год, а всего более 100 раз. Представляется, что такая изменчивость законодательства о банкротстве означает чрезмерное вмешательство государства посредством законодательства в частные отношения должника и его кредиторов, порой существенно нарушающие интересы кредиторов (инвесторов), а в конечном счете искажающие объективные экономические процессы в обществе.
Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что правовое регулирование несостоятельности (банкротства) можно назвать одним из самых активных законотворческих направлений. Такие действия характеризуются, с одной стороны, сложностью и социально-экономической значимостью предмета правового регулирования, а с другой - грубейшими ошибками, допускающими перераспределение рычагов управления собственностью.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) субъектов предпринимательской деятельности…………………………8
§1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности………………………………………8
§2. История и современное состояние правового регулирования института несостоятельности (банкротства) по законодательству Российской Федерации……18
§3. Лица, участвующие в деле о банкротстве…………………………24
Глава 2. Процедуры, применяемые в деле о несостоятельности (банкротстве)……………………………………………………50
§1. Понятие и виды процедуры несостоятельности (банкротства)…………………………………………………………50
§2. Анализ правового регулирования процедур банкротства, приводящих к ликвидации субъектов предпринимательской деятельности……61
Глава 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников……………………………………………………………………68
§1. Банкротства финансовых организаций ……….…………………68
§2.Банкротства стратегических предприятий и организаций……………………………………………………………72
§3. Банкротство застройщиков…………………………………………81
Заключение…………………………………………………………………90
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики, специальной литературу……94