В русле данного направления авторами обозначается социальная природа рефлексивного процесса по отношению к самосознанию личности. Так, И.С.Кон отмечает: «рефлексия на себя есть, по сути дела, не что иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе». Данную мысль продолжает В.И.Сосновский и трактует рефлексию как переосмысление человеком связей и отношений его с социально-предметным миром, которое выражается « в функциональной полноте построения новых образов себя, проявляющейся в саморегуляции собственных поступков» и их адекватной реализации. В рамках данного направления рефлексия выделяется как базовый механизм организации совместной деятельности и как механизм регуляции собственной деятельности в отношении с социально предметным миром, формирования самосознания. Например, А.В.Карпов, работая в рамках данного направления, а именно, изучая рефлексивные процессы в управленческой деятельности, отмечает онтологичность рефлексии. Он предлагает рассматривать рефлексию через классическую триаду: психические процессы, свойства и состояния. «Рефлексия - это одновременно и уникальное свойство, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания». Рефлексивность, в данном случае, понимается как «системное психическое свойство, принадлежащие к когнитивной подсистеме психики, и являющееся, в свою очередь интегрированным симптомокомлексом более простых психических свойств, характеризующееся собственной динамикой, способами развертывания и положением в подсистеме способностей».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Теоретико-методологические основы изучения рефлексивных процессов личности 8
1.1 Рефлексия, история возникновения и научные взгляды 8
1.2 Подходы к пониманию рефлексии и виды рефлексии 10
1.3. Рефлексия в зависимости от пола 20
2. Эмпирическое исследование особенностей рефлексивных процессов личности в зависимости от пола 21
2.1 Организация и методы исследования 21
Описание используемой методики. 22
2.2 Обсуждение и анализ результатов исследования 23
Сравнительный анализ 23
Заключение 24
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 27