В основе мышления заложена сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, а не каких-то отдельных ее сегментов. В основе мышления также лежит образование вторых временных сигнальных нервных связей, которые опираются на первые сигнальные связи. Вторая сигнальная нервная система и её связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные связи между предметами. Это возможно потому, что слова, как заметил И. П. Павлов, представляют из себя «отвлечение от действительности» и допускают обобщение, что, по его мнению, и есть сущность человеческого мышления. Иными словами, вторая сигнальная система даёт возможность обобщенно отразить окружающий мир.
При общении друг с другом, мы, во- первых, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, а во-вторых, произносим звуки языка с помощью голосового аппарата. В коре левого полушария головного мозга, соответственно, выделяют следующие три центра речи: зрительный, двигательный, слуховой.
Одним из таких центров является слуховой центр Вернике, который обеспечивает понимание слышимых слов. При нарушении его функций человек теряет способность узнавать, а также различать слова, несмотря на то, что ощущение звуков у него остается. Вследствие этого теряется способность к осмысленной речи.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Речь 4
1.1 Формы внешней речи 4
1.2. Внутренняя речь 5
1.3. Основные функции речи 6
1.3.1 Функции внешней речи 6
1.3.2. Роль внутренней речи (по Л.С. Выготскому) 7
Глава 2. Мышление 8
2.1. Мышление как понятие в психологии 8
2.2. Виды мышления (по Л.С. Выготскому) 8
Глава 3. Связь речи и мышления человека 12
3.1. Физиологические основы мышления и речи. 12
3.2. Связь речи и мышления 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16