В практике дошкольного воспитания
всегда существовали разновозрастные группы. Многие исследователи
оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель
среды развития ребенка. [24, с.139] Отношение родителей и воспитателей к
таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные
группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и
морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие,
подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в
разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают
малышей», «малыши мешают занятиям », «трудно организовать детей» и пр.
В последнее время всё чаще наблюдаются случаи физического и морального
насилия (так называемой дедовщины) не только в армии, но уже и в школе.
Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут
лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских
отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного
ресурса личностного и социального развития ребёнка
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Особенности сюжетно-ролевых игр в детском саду в
разновозрастной группе
1.1 Социальная природа сюжетно- ролевой игры……………………………….5
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных
отношений дошкольников ……………………………………………………12
1.3 Особенности организации сюжетно-ролевой игры в условиях
разновозрастной группы детского сада………………………………………..18
Глава 2. Исследование игры как фактора социализации в группе
дошкольников частный детский сад «Маленький Принц»
2.1 Обоснование методов исследования……………………………………..29
2.2. Программа наблюдения………………………………………………….30
2.3. Условия, данные и результаты проведения эксперимента……………….43
2.4. Методика «Стандартизированного наблюдения за сюжетно – ролевыми
играми дошкольников………………………………………………………..47
Заключение………………………………………………………….58
Список литературы …………………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ