Вопрос управления качеством, безусловно, остается крайне актуальным для
предприятий любой отрасли промышленности, и необходимость внедрения системы
менеджмента качества (СМК) является необходимой мерой в современных
условиях, при ужесточающейся конкуренции на рынке для привлечения клиентов и
обеспечения эффективного функционирования предприятия.
Основные факторы, заставляющие активно заниматься разработкой,
внедрением и сертификацией СМК, включают в себя:
− необходимость приобретения преимущества перед
конкурентами;
− требования заказчика;
− возможность получения рекламных и маркетинговых
преимуществ;
− необходимость дальнейшего улучшения качества
продукции;
− необходимость снижения риска ответственности за
продукцию.
На российских предприятиях и в организациях имеет место неполное
использование потенциала современных систем менеджмента качества. В процессе
поддержания СМК в рабочем состоянии и ее развитии возникает немало проблем.
Главная сложность – это реализация процессного подхода на практике. Также к
числу распространенных проблем относятся недостаточная вовлеченность высшего
руководства в СМК, недостаток лидеров и невысокий уровень управления
документацией
Введение 7
1 Современная система менеджмента качества и безопасность продукции 9
1.1 Общие понятия о системе качества 9
1.2 Принципы системы менеджмента качества 13
1.3 Методология внедрения системы менеджмента качества 14
1.4 Международная стандартизация 16
1.5 Современные проблемы качества российских предприятий 18
1.6 Проблемы, возникающие в процессе поддержания СМК в рабочем
состоянии на российских предприятиях 22
1.7 Обеспечение безопасности на этапе проектирования 23
2 Структура и содержание основных документов системы менеджмента качества
и системы менеджмента риска 32
2.1 Системы стандартов серии ISO-9000 32
2.2 Анализ стандарта ISO 9001 36
2.3 Анализ стандартов по управлению рисками 39
2.4 Методы оценки рисков 44
3 Выбор метода оценки риска 50
3.1 Предварительный анализ опасностей (PHA) 52
3.2 Исследование HAZOP 54
3.3 Анализ видов и последствий отказов (FMEA) 58
3.4 Анализ дерева неисправностей (FTA) 63
3.5 Анализ дерева событий (ETA) 66
3.6 Сравнительная оценка применимости методов 69
Заключение 76
Список использованных источников 78
Приложение 81